Главная страница
Финансы и кредит
 

Лекция 1. Финансы, финансовая система

            Лекция посвящена рассмотрению того, что включают в себя финансовые отношения, как формируется финансовая система, какова роль этой системы в общей социально-экономической системе государства. В лекции также показаны изменения, произошедшие в финансовой системе Российской Федерации в ходе коренных экономических преобразований.

 

План лекции

 

1.Сущность финансовых отношений, задачи и структура финансовой системы.

2. Основные этапы становления и развития финансовой системы в РФ

 

1.Сущность финансовых отношений, задачи и структура финансовой системы.

Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных ) средств.

Финансовые отношения складываются:

между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;

между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;

между отдельными уровнями бюджетной системы;

между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

По своему материальному содержанию финансы  - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является  обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять  финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение)   денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.

Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики

В современной западной экономической литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов (посредников) и органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.

Финансовые институты в Системе Национального Счетоводства определяются как юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями и извлекающие доход из этого вида деятельности. В качестве финансовых институтов (посредников) выступают, прежде всего, коммерческие баки, а также небанковские структуры: пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, кредитные союзы и пр.

Например, для США характерно наличие большого количества небанковских финансовых посредников. Они подразделяются на небанковских финансовых посредников в частном секторе экономике и на небанковских финансовых посредников в общественном секторе экономике, или небанковских посредников федерального правительства.

Небанковские финансовые посредники в частном секторе экономике, как и любые другие коммерческие предприятия, в своей деятельности ориентируются на получение максимальной прибыли. Существовавшее ранее в США законодательство довольно строго определяло задачи и виды деятельности, разрешаемые отдельным финансовым учреждениям. Только коммерческие банки могли предоставлять услуги по открытию текущих вкладов до востребования и выдаче коммерческих ссуд. Прочие депозитные  учреждения не обладали правом предоставления услуг такого рода.

За последние несколько десятилетий в финансовом секторе американской экономике произошли существенные изменения. Депозитные учреждения получили более широкие права, в силу чего различия между ними и коммерческими банками практически исчезли. Особенно это коснулось четырех типов финансовых посредников, непосредственно конкурирующих с коммерческими банками за сбережения населения: ссудосберегательных ассоциаций, взаимных сберегательных банков, кредитных союзов  и взаимных фондов денежного рынка.

Ссудосберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и кредитные союзы составляют группу, получившую название ссудосберегательные институты.

В настоящее время ссудосберегательные институты и коммерческие банки с макроэкономической точки зрения не имеют никаких различий. В работах по макроэкономике под термином “банк” имеется в виду как собственно коммерческий банк, так и ссудосберегательный институт. Хотя некоторые ссудосберегательные институты продолжают с успехом для себя занимать небанковские рыночные ниши, а также сохранять некоторые различия между коммерческими банками и ссудосберегательными институтами, а также между самими ссудосберегательными институтами.

Финансовые посредники федерального правительства не рассматривают прибыль в качестве своей главной цели. Их основная задача содействовать реализации какой-либо социальной программы. Например, решение жилищной проблемы в городах для малообеспеченных слоев населения, поддержка малого бизнеса и фермерского хозяйства, помощь молодежи в получении образования и т.п.

Среди основных финансовых посредников федерального правительства США можно выделить Федеральную национальную ипотечную ассоциацию (“Фанни Мэй”), Федеральные банки по кредитованию жилищного строительства, Банки по кредитованию фермерских хозяйств. Ассоциацию по кредитованию студентов (“Салли Мэй”).

Основными органами, которые контролируют и регулируют деятельность финансовых институтов, являются Министерства Финансов и Центральные (эмиссионные) Банки. В США к таким органам относятся Служба Контролера Денежного Обращения, Федеральная Резервная Система и Федеральная Корпорация по Страхованию Депозитов

Как правило, в каждой стране существует один центральный банк – Банк Англии (в Великобритании), Бундесбанк (в Германии). Банк Франции (во Франции), Банк России (в Российской Федерации). Аналогом центрального банка  в США является Федеральная Резервная Система (ФРС).

В большинстве стран центральные банки имеют вертикальную централизованную систему управления. Такая система, в частности, существует у Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

ФРС США по сравнению с другими центральными банками является децентрализованной. Это объясняется отчасти большой территорией страны, неравномерностью социально-экономического развития отдельных регионов, а также существующим в США сильным противодействием любой попытке концентрации экономической власти в едином центре. Согласно Федеральному Резервному Акту (1913 г.)  вся территория США была поделена на 12 федеральных резервных округов, в каждом из которых был создан свой федеральный резервный банк. Каждый отдельно взятый федеральный резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении кредитно-денежной политики, несмотря на то,  что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих ФРС.

Центральные банки являются независимыми организациями и, как правило, подотчетны органам законодательной власти. В РФ Банк России   подотчетен Государственной Думе РФ. ФРС США является органом Конгресса США и находится вне любого контроля со стороны исполнительной власти

В Российской экономической теории финансовая система определяется как совокупность финансов отдельных секторов экономики. Эти сектора, совершая финансовые операции, подключаются к финансовой системе и становятся ее отдельными звеньями. Обычно выделяют пять основных звеньев финансовой системы: государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, денежно-кредитная система, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Некоторые авторы учебников по финансам добавляют финансы домашних хозяйств.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и  органов территориального  (регионального и местного) самоуправления.

Внебюджетные специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери  кормильца, по временной нетрудоспособности,  по безработице, беременности и родам и др.

Денежно-кредитная система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются за счет вкладов населения и предприятий и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками ценных бумаг, а также государственный кредит.

Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков

Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется основная часть финансовых ресурсов страны.

2. Основные этапы становления и развития финансовой системы в РФ.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

            Эти преобразования коснулись всех звеньев финансовой системы, которые были рассмотрены выше.

            Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые.

            В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1.      Федеральный бюджет РФ

2.      Бюджеты субъектов федерации

3.      Местные бюджеты

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных  бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов.

Единство бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов и расходов означает закрепление соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Внебюджетные фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам -  фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и межотраслевым фондам - фонды  НИОКР и пр.

В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк, Диалог –банк и др.). Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков.

Девяностые годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в  соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО. Происходит постепенное становление вторичного рынка страховых услуг (перестраховочной деятельности).

С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления –Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

Последнее изменение: вторник 22 Июнь 2004 11:28


Вы зашли под именем user D`n`B Sector Y1-572 (Выход)